Помощь специалистов детям с речевыми нарушениями

 Помощь специалистов детям с речевыми нарушениями

Ребёнок с речевым нарушением требует всестороннего, углублённого обследования. Для этого родителям нужно показать своего малыша различным специалистам.

Почувствовав, что в речи ребёнка что-то не так, родители в первую очередь должны обратиться к логопеду. Этот специалист проведёт комплексное, целостное, динамичное обследование. В первую очередь логопед беседует с родителями, уточняя данные о внутриутробном развитии малыша, о характере родов, диагнозе при выписке из роддома, о перенесённых в раннем возрасте заболеваниях. Кроме того, родители должны точно сказать, в каком возрасте у малыша появился лепет, первые слова фразы, прерывалось ли речевое развитие ребёнка и по какой причине. На основании этих данных логопед сможет приблизительно сформулировать причину речевого нарушения. Далее логопед обследует самого ребёнка, оценивая анатомическое строение губ, зубов, твёрдого нёба, мягкого нёба, языка, прикуса. Попросив ребёнка что-либо сказать, специалист делает вывод о громкости голоса, модуляции, отсутствии или наличии назального оттенка, темпе, ритме, правильности употребления пауз. Затем ребёнка просят выполнить упражнения, помогающие выявить состояние движений тела и пальцев рук, а также моторики артикуляционного аппарата: двигательной функции губ, челюсти, языка, нёба. Важно оценить уровень развития восприятия и внимания. Затем логопед переходит к обследованию уже самой речи. Сначала выявляются нарушения в звукопроизношении. Ребёнку предъявляются на слух слова со звуками [С], [С’], [З], [З’], [Ц], [Ш], [Ж], [Ч], [Щ], [Л], [Л’], [Р], [Р’]. Затем логопед предлагает упражнения на определение состояния фонематического восприятия, фонематического слуха, фонематического анализа и синтеза, фонематических представлений, а также звуко-слоговой структуры слова, грамматического строя речи, активного и пассивного словаря. У детей подготовительной группы исследуется состояние процессов письма и чтения. На основании полученных данных логопед пишет заключение и даёт рекомендации родителям. Чтобы составить полноценную коррекционную программу занятий с ребёнком, логопед отправляет малыша с родителями на приём к неврологу.

Неврологическое обследование помогает выявить состояние нервной системы ребёнка. Очень часто причиной речевых нарушений (например, заикания, ОНР, ФФН, алалии, афазии, дизартрии, ринолалии) является поражение ЦНС. В первую очередь невропатолог обращает внимание на характер движений ребёнка (скованные, бедные или слишком размашистые), на то, как малыш ходит: неустойчивая походка свидетельствует о нарушениях в мозжечке, а приплясывающая походка встречается при хореоатетозе. Наличие тика в области лица и туловища говорит о поражении подкорковых отделов мозга. Также невропатологом проверяется наличие основных рефлексов у ребёнка: мышечные, сухожильные, миотатические и т.п. В беседе с родителями выясняется, страдал ли ребёнок недержанием мочи или кала, сомнамбулизмом, насколько он утомляем. На основании полученных результатов невропатолог делает вывод о состоянии нервной системы ребёнка. Случается, что во время такого обследования у малыша выявляются сопутствующие нарушения в воспринимающей или проводящей системах ЦНС. Невропатолог имеет право назначить медикаментозное лечение, сглаживающее проявление симптомов.

Родители ребёнка с нарушением речи обязательно должны сводить его к отоларингологу. Часто речевые нарушения возникают из-за патологии в строении уха, носа, аденоидных образований и полипов в области носоглотки и т.п. Отоларинголог детально обследует ухо, горло и нос. Так, гортань исследуется с помощью эндоскопа. В нос вводится трубочка, благодаря которой можно увидеть искривления носовой перегородки, диагностировать синусит. Эндоскоп используется и при обследовании уха, что позволяет выявить искривление барабанной перепонки и патологию барабанной полости. Также отоларинголог применяет риноманометрию (измерение носового сопротивления), акустическую ринометрию (оценивается степень аллергического воспаления), цитологию назального секрета (помогает выявить природу возникновения насморка и наметить пути лечения), бактериальное исследование микрофлоры слизистых лор-органов (выявляет микробную флору, обитающую на слизистых оболочках). Методы, используемые отоларингологом, не имеют противопоказаний, являются абсолютно безболезненными и не занимают много времени.

Ребенок не разговаривает в 3 года? Как определить причину?

Одним из важных является обследование психолога. Этот специалист выявляет особенности эмоционально-волевой, личностной сферы ребёнка, уровень развития познавательных и коммуникативных процессов. Наряду со сбором анамнеза психолог расспрашивает родителей о том, в каком возрасте их малыш пошёл в детский сад, как складывались отношения со сверстниками, были ли жалобы на поведение со стороны воспитателей. В ходе беседы с родителями психолог выясняет, какого стиля воспитания придерживаются родители и каким является поведение ребёнка в семье. Также устанавливается характер общения со сверстниками, знакомыми и незнакомыми взрослыми, преобладающий у малыша фон настроения, его эмоциональные реакции на различные жизненные ситуации. Также выясняется характер развития интеллектуальной и мотивационно-волевой сферы. На основании полученных результатов психолог даёт заключение, вероятный прогноз развития и рекомендации родителям.

По своему желанию родители могут сводить ребёнка к психиатру. Но обычно направление к этому специалисту выписывают неврологи, педиатры в том случае, если у ребёнка присутствует нервно-психическое отклонение. Во время беседы с ребёнком психиатр детально изучает чувства, мышление, поведение ребёнка. Затем этот специалист проводит нейрофизиологическое, биохимическое, гормональное исследование. После психиатром делается заключение и в случае необходимости назначается адекватный метод психотерапии иногда с применением медикаментозных препаратов.

Особенно тревожно становится, когда установить истинную причину не удается: анализы в норме, исследования говорят, что ребенок здоров, но боли не проходят

Конечно, ведущим специалистом в коррекционном процессе является логопед. Но без данных обследования ребёнка другими специалистами невозможно составить грамотную коррекционную программу, точно определить причины речевого нарушения и дальнейший прогноз развития малыша.

Осложнения гриппа у детей
Самолечение способно значительно ухудшить состояние малыша и спровоцировать серьезное ухудшение здоровья
Открытое овальное окно в сердце у новорождённых
ООО необходимо организму ребёнка для правильного кровообращения до рождения
ребенок лунатик
Правильное название этого состояния – сомнамбулизм или снохождение. У детей оно наблюдается чаще всего в период от 5 до 12 лет, при этом у девочек лунатизм встречается заметно реже, чем у мальчиков