Детский аутизм

Аутичный ребенок

Заболевание «аутизм» впервые было описано в 1947 году. С тех пор многие ученые занимались вопросом аутизма, причинами его возникновения, проявлениями, но к единым данным не пришли. Это связано с тем, что аутизм формируется под влиянием окружающей среды и личности самого пациента, а личность многогранна, поэтому и проявления аутизма многогранны и часто абсолютно противоположны у двух разных детей.

Аутизм: признаки и диагностика

Часто родители не придают значения особенностям поведения малыша в раннем возрасте, лишь в возрасте 3 лет или старше отмечая какие-то нарушения в его действиях. Однако можно описать некоторые признаки аутизма у новорожденных детей и в первые месяцы жизни:

  • нарушение так называемого «комплекса оживления»: не реагируют или слабо реагируют на звук погремушки, на свет,
  • слишком поздно начинают узнавать мать, а когда узнают, не проявляют нормальных реакций,
  • взгляд мимо, словно сквозь предметы.

В полгода и позже определяют другие ранние признаки аутизма у детей, которые могут быть абсолютно противоположны:

  • чрезмерная активность (постоянный плач, малыш нервничает и вертится) или пассивность (не двигается, не плачет, практически не реагирует на окружающее),
  • отказ от материнского молока или бурная негативная реакция на молоко «из бутылочки»,
  • дети стараются отклониться от прикосновений родителей, не реагируют на их появление и речь,
  • отсутствие контакта глаз с родителями или нежелание рассматривать предметы,
  • у некоторых детей возникает отставание в развитии.

В более позднем возрасте формируются следующие признаки аутизма у детей:

  • отсутствует стремление к общению и потребность в контактах с окружающими,
  • однообразные интересы и пристрастия малыша,
  • ребенок как бы «отгорожен» от внешнего мира,
  • сопротивление любым изменениям обстановки или действий,
  • слабость или полное отсутствие эмоциональных реакций,
  • нарушение коммуникативных функций, которые связаны с нарушениями развития речи (либо совсем не говорит, либо говорит много, но с воображаемым собеседником),
  • тревожность и страхи,
  • слабость реакций на звуковые и зрительные стимулы (иногда у таких детей подозревают глухоту или слепоту),
  • наличие ритуалов,
  • сверхпривязанность к некоторым предметам,
  • наличие стереотипов в движениях (могут постоянно подпрыгивать, раскачиваться, махать руками), речи (повторяют чужие слова или фразы, например, услышанные из реклам, не говорят о себе в I лице), играх (играют однообразно, причем только в предметные игры с веревочками, деревяшками, обувью), отношении к окружающей обстановке (возникает страх, если меняется привычная обстановка, меняется положение предметов).

Все эти симптомы должны быть вовремя замечены родителями, но поднимать панику не нужно. Каждый ребенок развивается индивидуально, а диагноз «аутизм» может ставить только врач. Для диагностики педиатры и психиатры используют оценочные шкалы или шкалы наблюдения, которые заполняют родители. Для выявления возможных умственных нарушений проводят специальные тесты на простейшие логические операции. При этом важно отличить аутизм от многих других психических заболеваний с похожими симптомами.

Причины возникновения

До сих пор точные причины раннего детского аутизма не установлены, но рассматривают некоторые теории:

  • Некоторые ученые считают основной причиной наследственность, но это не подтверждается научными данными (более того, часто дети с аутизмом рождаются в абсолютно благополучных семьях),
  • Другая точка зрения – порядок рождения детей. Установлено, что аутизмом страдают в основном первые дети в семье. Также есть данные, что вероятность появления аутичного ребенка увеличивается с количеством детей.
  • Наиболее доказанной считается версия о причине аутизма в виде вирусной инфекции у матери во время вынашивания ребенка, которая нарушает внутриутробное формирование головного мозга малыша, либо инфекция занесенная во время родов.

Классификация раннего детского аутизма

Выделяют 4 группы развития аутизма от самой легкой к наиболее тяжелой:

  • чрезвычайные трудности при взаимодействии с окружающей средой,
  • захваченность аутистическими интересами,
  • активное отвержение окружающего,
  • полная отрешенность от того, что происходит вокруг.

Своевременное и правильно подобранное лечение, коррекционное обучение и воспитание позволит улучшить адаптацию ребенка к окружающей среде.

Лечение заболевания

Почему дети нас не слышат?
«Как со стеной разговариваю», «говорю, говорю, а толку нет», «ничего не будет делать, пока не крикнешь» - это самые распространенные фразы, которые ежедневно слышит детский психолог от родителей

Для лечения аутизма применяется комплексная терапия, сочетающая педагогическое коррекционное воздействие, психотерапию, арт-терапию, медикаментозное лечение по показаниям, танцевальные и музыкальные занятия (нередко у детей наблюдаются отличные музыкальные способности) и т.д.

Важным фактором в лечении аутизма у ребенка является правильный настрой родителей. Часто у взрослых наблюдаются определенные требования к своим детям, а отсутствие возможности их достижения приводят к тому, что взрослые срываются на детях. Терапевтический эффект виден далеко не сразу, и это приводит к чувству апатии или злости у взрослых. Для избавления от этого важно отказаться от стереотипного мышления, претензий к своему ребенку, сохранять позитивную атмосферу в семье.

Читать еще: 
Эмоциональное выгорание родителей
Суть в колоссальной ответственности, обязанности прилагать все усилия, как правило, не получая ничего в ответ
Почему при беременности часто снятся кошмары?
Являются ли такие сновидения вещими?
Депрессия во время беременности
Будущей маме особенно важно научиться справляться со своим раздражением, помня о том, ради кого она претерпевает временные неудобства