Обследование фонематического восприятия у детей
Многие педиатры сходятся во мнении, что к трем годам ребенок должен не просто иметь определенный словарный запас, а уже уметь объясняться простым фразами. Однако, в последнее время довольно часто встречаются дети, которые не способны разговаривать в возрасте трех лет. В такой ситуации ребенку ставят диагноз «задержка речевого развития» и, как правило, рекомендуют медикаментозное лечение, совмещенное с физиопроцедурами.
Причины такой задержки речевого развития могут быть разными. Одной из предпосылок, не позволяющих ребенку вовремя развить речь (помимо бесконтрольного использования соски) является нарушение так называемого фонематического слуха, которым нередко страдают детки появившиеся в ходе тяжелых родов и перенесшие церебральную гипоксию. В данном случае, речь идет не о неспособности слышать как таковой, а о затрудненном восприятии услышанных звуков.
Фонематическим слухом называется способность правильно слышать и распознавать услышанные звуки. Такой вид слуха является основой для понимания услышанного, так как позволяет распознавать в услышанном сочетании звуков – слова. При недостаточном развитии фонематического слуха малышу сложно отличить один звук от другого и, как следствие – научиться связной речи. Изначально это приводит к неправильному восприятию слов и в дальнейшем может проявиться в неверном произношении, дислексии и дисграфии.
В ситуации, когда все иные причины для отсутствия речи у ребенка уже исключены, для выявления причин данной проблемы детский невролог направляет малыша на процедуру обследования фонематического восприятия у детей. Данная процедура называется АСВП (акустические стволовые вызванные потенциалы) является полностью безболезненным, не вызывает у крохи неприятных ощущений и занимает минимум времени (несколько минут включая приготовления). На голову малыша с помощью специального геля крепятся несколько датчиков, а на голову надевают наушники. Через наушники ребенок слышит серию щелчков заданной громкости, а датчики фиксирую реакцию мозга ребенка на такое воздействие.
Ребёнок с речевым нарушением требует всестороннего, углублённого обследования. Для этого родителям нужно показать своего малыша различным специалистам
В ходе обследования оценивается стволовая и речевая функции, а также когнитивная функция и проводится оценка внимания.
АСВП как процедура обследования фонематического восприятия у детей – это единственный метод оценки восприятия слуховой информации подкорковыми структурами мозга, позволяющий объективно оценить уровень интеллектуального развития даже у не говорящих детей.
Ребёнок с речевым нарушением требует всестороннего, углублённого обследования. Для этого родителям нужно показать своего малыша различным специалистам |
Детские логопеды есть в обычных и в специальных дошкольных учреждения, в поликлиниках, а также в развивающих центрах для детей раннего и дошкольного возраста |
Коррекционная работа с логопедом способствует улучшению школьной успеваемости детей |